Начиная с 2009 года, все свои фотографии я снимаю в формате RAW . Все без исключения. И примерно сразу же мне начали задавать вопрос: «Зачем ты усложняешь себе жизнь? Не выпендривайся, ты же не фотохудожник! Снимай как все в JPEG — и будет тебе счастье!» Причем с того момента, как я создал свой сайт, частота задавания вопроса увеличилась в несколько раз. А если вопрос часто задают — значит ответ на него интересует многих. И не только моих коллег, но и не знакомых мне людей. Поэтому я решил написать отдельную статью, в которой подробно расскажу — почему я предпочитаю снимать в RAW .

Немного теории

Статей с подробным объяснением технической стороны различий между RAW и JPEG написано достаточно много, поэтому не стану вдаваться в детали. Ограничусь лишь несколькими основными тезисами. Любое цифровое изображение состоит из точек. И для каждой из этих точек существует ряд значений, необходимых для создания изображения: координаты точки, ее яркость и цвет. В фотоаппарате изображение создается на матрице, перед которой установлен цветовой фильтр. Матрица отвечает за фиксацию освещенности каждой отдельной точки, а фильтр отвечает за их «окраску» — он задает последовательность чередования точек красного, синего и зеленого цветов, а также их процентное соотношение. Причем параметры фильтра постоянны — количество и расположение точек неизменны для камер одной, а иногда и нескольких моделей каждой фирмы.

При съемке изображения RAW , на карту памяти записываются только координаты и освещенность для каждой точки. Данные о цвете не фиксируются — раз «цветовой шаблон» для всех снимков одинаков, его можно наложить при дальнейшей обработке на компьютере. (Именно поэтому снимки RAW занимают меньше места, чем снимки в формате BMP. Оба формата записывают информацию для каждой точки, только BMP фиксирует еще и значение цвета).

При съемке изображения JPEG, для точек записываются и освещенность, ицвет. Вот только перед записью изображение подвергается обработке на встроенном процессоре фотокамеры. Суть сжатия такова — если несколько расположенных рядом точек мало отличаются освещенностью («мало» по мнению камеры), то они записываются как одна большая точка с усредненным показателем освещенности. Место это экономит, зато качество снижается ощутимо.

Почему я выбрал RAW

Потому чт во время съемки я могу сосредоточиться на объекте съемки, а не на меню фотоаппарата. Мне достаточно выставить один раз число ISO , выбрать один из режимов (обычно я снимаю с приоритетом выдержки либо диафрагмы) — и все. Я могу забыть о балансе белого и прочих страшных словах — для RAW их можно настроить дома, в спокойной обстановке. А не когда я снимаю автомобили в движении, или танцующих на их фоне чирлидерш. Все внимание — на объект съемки и на кнопку спуска затвора, а не на кнопки смены настроек камеры. Да, снимки в RAW занимают много места, но это не такая уж большая жертва. Уж лучше таскать с собой лишнюю флешку, чем упускать интересный кадр, или снимать его испорченным из-за того, что не успел переключить пять-шесть настроек...

Как снимать в RAW

Точно так же, как и в JPEG. Устанавливаете режим, наводитесь на объект и нажимаете кнопку спуска затвора. Запомните — RAW не спасет ни смазанный, ни неправильно скомпонованный кадр. Он не исправит критически засвеченный или недодержанный снимок. Он всего лишь поможет вам «вытянуть» детали и убрать дефекты. Поможет — но не сделает все сам за вас.

Теперь о технической стороне вопроса. Переключение формата снимка производится в меню камеры. Просто выбираете там режим RAW — и все готово.

Я снимаю фотоаппаратом Canon EOS60D , он предлагает три режима RAW с различным разрешением. Такая фишка есть у многих зеркалок. Какой из трех РАВов выбрать в данном случае — исключительно дело вкуса.

И еще один момент — современные камеры предлагают функцию одновременной записи изображения в двух форматах: RAW и JPEG. Подробнее об этом я расскажу ниже.

Особенности фотосъемки в формате RAW

Сейчас я хочу рассказать о том, с какими проблемами вы столкнетесь, перейдя на съемку в РАВе. Во-первых, вам понадобится вместительная карта памяти. Снимки RAW занимают раз в пять больше места, чем JPEG , так что забудьте о картах памяти 4 Мб и меньше. Я пользуюсь картами 16 Мб (одна в камере, другая в кармане), и иногда даже этого не хватает. Правда, иногда я снимаю в день больше полутора тысяч кадров, так что мой пример не показатель.

Во-вторых, при съемке нескольких кадров подряд камера не успевает записать их и выдает сообщение « BUSY », то есть «я занята». Приходится ждать несколько секунд, когда она «освободится», и только тогда продолжать съемку. Особенно это проявляется при съемке со вспышкой, когда камере нужно время и на запись, и на подзарядку «лампочки».

В-третьих … Казалось бы, уместно написать — повышенный разряд аккумулятора. А вот и нет. Я бы даже сказал, что при съемке в RAW заряда аккумулятора хватает на бОльшее количество снимков, чем при съемке в JPEG. А дело тут вот в чем. При съемке в RAW энергия расходуется только на запись изображения на карту памяти. Да, фотография большая по размеру, но ее нужно только записать. А вот при съемке в JPEG энергия тратится и на запись, и на сжатие снимка процессором камеры. А процессоры фотоаппаратов достаточно прожорливы… На личном примере убедился — на одном заряде аккумулятора в формате RAW можно снять на 70 — 100 фотографий больше, чем в формате JPEG.

Одновременная запись снимков в форматах RAW и JPEG.

Да, на большинстве камер есть такая функция. Честно скажу — я не знаю, для чего она нужна. Может для того, чтобы только что сделанный снимок JPEG можно было моментально передать на Айфон и выложить в какой-нибудь социальной сети, а с RAW повозиться после, доведя его до совершенства. По крайней мере, в таком режиме и карта памяти заполняется с реактивной скоростью, и аккумулятор долго не живет… Но если звезды зажигают — значит это кому-нибудь нужно.

Просмотр фотографий в формате RAW .

Мы пришли домой и скачали съемку на компьютер. Возникает вопрос — как ее посмотреть? В обычных просмотрщиках формат RAW не открывается. Нужны специальные программы для просмотра фотографий RAW , а где их взять?
Ну во-первых, с диска, который шел в комплекте с вашим фотоаппаратом. К моему
Canon в комплекте шли две программы, одна для просмотра, другая для обработки. Не очень удобно, зато качественно.

Во-вторых, всем известный Фотошоп. Там и посмотреть, и обработать снимки можно. Вот только программа эта занимает уж очень много места, да и рассчитана она явно на серьезных профессионалов.

В-третьих, можно скачать очень хорошие программы из сети. Лично я давно уже пользуюсь программой ACDSee. С выходом версии ACDSee Pro 4, которая «научилась» работать с фотографиями RAW , я все свои снимки и смотрю, и обрабатываю только в этой программе. Оперативной памяти она занимает не в пример меньше, чем Фотошоп, да и интерфейс у нее намного понятней. В то же время, ACDSee Pro обладает набором всех основных инструментов для обработки фотографий. Ну а если чего-либо не хватит, есть Фотошоп. Хотя у меня таких случаев не было. Сейчас у меня установлена версия ACDSee Pro 5, поэтому все скриншоты ниже относятся именно к этой версии.

Как конвертировать RAW в JPEG . Пакетный обработчик.

Посмотрели мы съемку, все нам понравилось, и встает вопрос — как конвертировать RAW в JPEG ? Особенно если снимков у нас — сотня, а то и больше. Нужно пакетное конвертирование, а где его взять? Можно использовать онлайн-конвертер, их существует достаточно много. А можно воспользоваться какой-нибудь программой. Я предлагаю ту самую ACDSee Pro 5, благо она позволяет не только перевести формат RAW в JPEG , но и сделать при этом пакетную коррекцию снимков.

При простом преобразовании RAW в JPEG выделяем все снимки, которые мы хотим конвертировать, выбираем в верхней строке программы кнопку «Изменить» и в выпавшем окне нажимаем «Преобразовать формат».

В появившемся списке выбираем « JPEG » (ну или любой другой, который нам нужен) и жмем на «Далее».

Теперь нужно выбрать, куда сохранять преобразованные снимки (в исходную папку, или в любую другую на компьютере) и снова нажать «Далее».

Теперь появляется окно определения многостраничности, нам это не нужно. Кликаем на «Стандартно» и далее на «Начать преобразование».

Все, открывается окно конвертирования, после выполнения которого кнопка снизу «Готово» окрасится голубым цветом.

На нее нужно будет нажать, окно закроется, и мы попадем в папку, в которую сохранены конвертированные снимки. Удобно и достаточно быстро, хотя программа предоставляет гораздо больше возможностей.

Лично я пользуюсь одновременной конвертацией формата с изменением резкости и подавлением шумов. Для такой обработки в списке, открывающемся при нажатии «Изменить», надо кликнуть по строке «Пакетное редактирование».

Появится вот такое окно, со списком действий, которые можно совершить со всеми выделенными снимками. Ставим флажок напротив «Удаление шума», кликаем по названию команды — и выбираем от какого типа шума мы хотим избавиться (я обычно ставлю флажок напротив «Гибрид».

Теперь ставим флажок и кликаем на «Резкость». Снова нам предлагают выбрать несколько значений. Я обычно выбираю максимальное «300» в верхней строке, остальное не трогаю.

Все, теперь нажимаем внизу кнопку «Далее» и переходим в окно настроек вывода. В верхней части выбираем папку, куда будем сохранять обработанные снимки, в средней можно задать файлам новые имена (я это телаю после, при окончательной обработке), а слева внизу нужно из выпадающего списка выбрать нужный формат файла. Выбираем JPEG — и жмем «Далее».

Открывается окно конвертирования, и когда кнопка «Далее» окрасится голубым цветом — нажимаем.

Переднами появляется отчет о ходе конвертации. Теперь нажимаем «Готово» — и оказываемся в папке с обработанными фотографиями.

Теперь внимательно смотрим каждый получившийся снимок. Если нас он устраивает, переходим к следующему. Если нет — можно попробовать исправить его, нажав на кнопку «Редактор» в правой части строки режимов программы. Ну а если снимок надо «вытягивать» вручную из исходника, возвращаемся в папку со скачанными снимками RAW и начинаем индивидуальную корректировку.

Обработка изображений RAW в программе ACDSee .

Для индивидуальной обработки изображений, выделяем нужный снимок, а затем нажимаем «Редактор» в правой части строки меню.

Справа у нас появляется обрабатываемый снимок, под ним лента обрабатываемых изображений (если мы выбрали несколько снимков), а слева — колонка доступных действий. Здесь есть все, от изменения баланса белого до наложения текста и спецэффектов. Название команд и принцип их исполнения практически не отличаются от Фотошопа, поэтому останавливаться на них подробно я не стану. По окончании коррекции снимка, нажмите «Далее» — программа сохранит обработанное изображение в формате JPEG в исходной папке и перейдет к следующему.

Так в чем же разница между RAW и JPEG ?

Попробую представить достоинства и недостатки этих форматов в виде таблицы.

RAW

JPEG

  • Огромные возможности для коррекции изображения на компьютере
  • Во время съемки не надо задумываться о многих настройках, в частности, о балансе белого
  • Даже безнадежный на первый взгляд снимок в большинстве случаев можно исправить
  • Возможности коррекции на компьютере крайне ограничены
  • Ошибка выбора настроек съемки приводит к невосполнимым потерям качества
  • Испорченный снимок практически нельзя исправить
  • Фотографии занимают много места — втрое больше JPEG
  • При серийной съемке камера может «зависнуть» на несколько секунд
  • Необходима обработка фотографий после съемки
  • На карту памяти умещается больше снимков
  • Вероятность «зависания» камеры значительно ниже
  • Сразу после съемки фотографию можно разместить в Интернете и посмотреть на мобильнике

В любом случае, однозначного ответа на вопрос, в RAW или в JPEG лучше снимать, не существует. Окончательное решение всегда остается за фотографом.

Текст:

Фото: , Николай Кушниренко

Все права защищены ©

Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источник

Фотографии, отмеченные логотипом сайт, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице .


RAW с английского переводится как «сырой, незавершенный». Если в обычной жизни данное качество нельзя рассматривать как плюс, то в цифровой фотографии «сырой» формат - наиболее совершенный. Лишь самые серьезные цифровые камеры позволяют сохранять снимки в RAW, чтобы отложить часть важных настроек до этапа обработки и выжать максимум из фототехники.

Что такое RAW

Если универсальные форматы изображения JPEG и TIFF можно считать цифровым эквивалентом слайда (или конечного отпечатка), то RAW - аналог пленочного негатива. «Полуфабрикат», предполагающий различные варианты дальнейшей обработки, в ходе которой будет получен тот или иной результат.

Чтобы понять смысл «сырого» формата, стоит пойти от противного. При использовании JPEG картинка проходит пять этапов: захват аналогового сигнала матрицей, перевод в цифровую форму (аналогово-цифровой преобразователь), цветовая интерполяция, обработка в соответствии с настройками камеры, сжатие с потерей качества. Половина настроек встречаются в любых фотоаппаратах, в том числе пленочных (экспозиция, чувствительность ISO, метод замера, работа автофокуса). Остальные настройки имеют отношение к формату JPEG: * Цветопередача. Различные варианты («живая», «насыщенная», «естественные цвета»). Режимы монохромной съемки. Коррекция цветовых составляющих RGB. * Баланс белого . Если снимок получается синим или красным, выбрана неверная установка White Ballance. * Яркость и насыщенность. * Микроконтраст. Фигурирует под английским словом sharpening или русским «резкость», хотя к настоящей резкости не имеет отношения. * Степень сжатия. Различные варианты вроде «суперкачества» (super-fine) на деле означают лишь то, что потери сведены к минимуму.

Цифровой «негатив» записывается на карту сразу после этапа оцифровки аналогового сигнала. Его использование позволяет отложить все эти настройки до этапа обработки на ПК.

Цветовая интерполяция

Типичная матрица цифровой камеры состоит из расположенных на одной плоскости ячеек, которые реагируют только на яркость, формируя монохромное изображение. Чтобы получить информацию о цвете, инженер компании Kodak Брюс Байер 20 лет назад предложил установить перед каждой ячейкой фильтр одного из трех цветов - зеленого, красного и голубого, которые в сумме дают нужный оттенок. Данная технология используется по сей день. На каждую ячейку с красным и голубым фильтрами приходится две с зеленым, поскольку этот цвет содержит основную информацию о яркости.

После преобразования в цифровую форму картинка состоит из пикселей красного, зеленого и синего цветов. Для непосредственной работы такое промежуточное изображение непригодно. Чтобы каждый пиксель на выходе имел естественный оттенок (то есть включал все три цветовые составляющие), процессор камеры или RAW-конвертер суммируют цвет соседних пикселей, для чего используется сложный алгоритм цветовой интерполяции.


В зависимости от производителя и конкретной модели ЦФК, RAW-файл может содержать данные как до интерполяции, так и после (до этапа конечной обработки). В большинстве современных цифровых камер используется первый подход, так как программы конвертирования RAW почти всегда предлагают более совершенные алгоритмы. К тому же они постоянно совершенствуются, а процессор фотоаппарата можно поменять, купив новый. Улучшение внутрикамерных алгоритмов JPEG развивается параллельно с совершенствованием матриц. Именно оно нередко определяет преимущества новых моделей перед предшественниками - например, зеркалки Nikon D40 над D70.

Одинаковая матрица, но D40 - более «свежая» модель, и поэтому она обеспечивает лучшее качество JPEG. Но еще лучшего качества можно добиться, снимая на D70, если вообще отказаться от формата JPEG!

«Сырое» качество

В RAW-файле потенциально всегда больше информации, чем в конечном. RAW-конвертеры различным образом используют эти данные. Одни лучше подходят для обработки недоэкспонированных снимков, другие «выжимают» максимум из снятых с оптимальными настройками.

Как правило, АЦП (аналогово-цифровой преобразователь) обеспечивает глубину цвета 12 бит. Есть и более продвинутые исключения: Canon 40D (14 bit), Fuji S5 Pro (14 bit x 2), Pentax K10D (22 bit). При съемке в формате JPEG мы получаем обычные 8-битные файлы, сразу годные для печати. «Лишняя» информация используется процессором, чтобы компенсировать недостатки цифрой матрицы (узкий диапазон яркостей, шум). Но даже в самых мощных и продвинутых моделях «лишняя» информация не используется на 100%. RAW хранит всю информацию, которую дает блок АЦП, включая исходную разрядность (глубину цвета).

После того как файлы скопированы на компьютер, вы сами решаете, что делать с 12-битными данными. 12-битный RAW дает возможность безопасной экспокоррекции в пределах двух ступеней экспозиции в каждую сторону. Используя в RAW-конвертере инструмент экспокоррекции (просто перемещая ползунок), вы смещаете рабочую область конечного файла (8-битного). Если ваша камера слегка ошиблась в выборе параметров экспозиции, это позволит «вытягивать» тени и света без каких-либо тональных искажений или иных побочных эффектов, которые имеют место в случае серьезной тоновой коррекции.

Если же экспозиция изначально определена точно, за счет большей разрядности вы можете получать более глубокие, детализованные изображения, конвертируя «сырые» файлы в формат TIFF с 16-битным цветом. Разрядность RAW позволяет использовать этот формат для получения фотографий с расширенным динамическим диапазоном - High Dynamic Range (HDR).

Многообразие форматов

Если бы формат RAW совпадал у всех производителей, это было бы очень удобно с точки зрения совместимости программного обеспечения. В истории были попытки создать универсальный стандарт цифрового негатива, аналогичный JPEG и TIFF. Наиболее удачная из них - формат Digital Negative (DNG) от Adobe, который нашел применение в некоторых современных ЦФК (Leica M8, Pentax K10D, Samsung GX-10). Однако это - исключение из общего правила.

Мало того что каждый производитель продвигает собственный стандарт «сырых» файлов (CR2, NEF, PEF, вариации с расширением RAW), так еще и внутри линейки одного производителя форматы не совпадают: как правило, для каждого нового поколения ЦФК требуется обновление ПО.

Форматы отличаются не только с точки зрения структуры данных. Иногда производители экономят место на картах памяти, используя сжатие «сырых» данных (например, как в случае Nikon Electronic Format). Теоретически такое сжатие может привести к незначительной потере качества. На практике даже минимальные потери отсутствуют. Недостаток лишь в том, что сам процесс сжатия отнимает ресурсы и может отразиться на скорости записи снимков. «Сырой» формат Pentax (PEF) воплощает противоположный подход. Катюшка99, 2014-03-23T19:29:43

Почему в качестве RAW у меня на ноутбуке не открываются фотки?

Kern126, 2011-12-08T00:36:50

У Вас могло появиться такое впечатление, если Вы просматривайте рав файлы с помощью фастстоуна, джпег действительно выглядит симпотичней. Но во первых фастстоун "по своему" их показывает, во вторых рав не для того существует, чтоб смотреть на него.

Kern126, 2011-12-08T00:32:22

Этого не может быть. Снимки получаются замыленными и нечёткими по другим причинам. Шевеленка или промах фокуса. Если Вы обрабатывайте рав и он Вам не нравиться, то проблема в том, как Вы обрабатывайте рав... И только.. Внитрикамерный джпег - это полуфабрикаты в готовом виде из супермаркета, А рав - это добротные продукты из которых с помощью редактора можно приготовить вкусное домашнее блюдо.. Рав по определению не может быть хуже джпега...

Вэл, 2011-12-07T16:46:06

У меня такая проблема, возможно вы мне подскажете в чем дело. Снимаю, во всяком случае стараюсь снимать, в RAW-е, но при этом по какой-то магической причине снимки получаются замыленными и нечеткими сравнительно с тем самым ненавистным jpeg-ом. Вообщем не знаю что делать, может проблема в конверторе, хотя обрабатываю в пятом фотошопе. Камера d3000. Заранее спасибо.

Tober, 2011-09-10T13:49:54

Спасибо за статью.
Вот ещё интерестный сервис для конвертации RAW если лень качать, ставить и платить
http://ru.toolson.net

Сергей Виноградов, 2010-04-07T13:33:04

В зависимости от версии Фотошопа будет нужен плагин Adobe Camera RAW. Для ранних версий - Сamera RAW 4, для последней версии CS4 нужно ставить Camera RAW 5. С Адобовского сайта их можно скачивать бесплатно. Для первичной обработки, и чтобы не заморочивать себя с "глубококопанием" изображений в Фотошопе - а это затягивает - можно начать обработку RAW и сохранение фотографий в общепринятом формате Jpeg программой Lightroom. Сейчас на рынке уже работает версия 2.6. Она без проблем кушает любые RAWы.

Виталий Авакян, 2010-04-07T12:29:01

Конечно, в Вашем аппарате есть формат RAW. И в нем Вам и нужно снимать, чтобы добиться лучшего качества Ваших снимков. Однако для перевода этого формата в JPG, к-рый виден на экране компьютера и позволяет напечатать бумажные фотографии, нужен компьютер, программа типа Фотошоп или установка на компьютер программы для конвертации, поставляемой вместе с аппаратом. Как реально все это делается - отдельная большая тема. Но, ведь, не Боги горшки обжигают, все это вполне доступно грамотному человеку.

Матрена, 2010-04-02T20:27:01

Доброе время суток!
Вы не могли бы мне помочь?
Вот у меня есть фотоаппарат, никон Д80. Его покупали родители для личного пользования, я им пользовалась просто ради интереса. Потом, на новый год мне его подарили, потому что друзья просили их фотографировать, а у меня удачно получались снимки и обработка хорошая была. Сейчас, я стала интересоваться, как бы мне улучшить мое мастерство, и вообще, разбираться в том что я делаю. Теперь, я почитав ваш сайт, думаю что более менее разбираюсь в терминах:)) Вот сейчас узнала про формат RAW. И хотела бы спросить, совместима ли эта функция с моим фотоаппаратом, и поможет ли это в моих начинаниях? Или мне стоит начать с чего то другого? И еще проблема, у меня еще две недели не будет фотоаппарата, я не смогу посмотреть все функции.
Спасибо за понимание.)

Timur, 2009-09-03T13:02:19

Я наверное что-то пропустил, обработал РАВ формат после съемки и,что дальше делать(в какой формат переобразовать для печати или вообще этого ненадо).

Никишаев Андрей, 2009-05-18T17:30:58

В РАВ снимать нужно всегда и везде. Я вообще не знаю зачем на ПРО камерах присутствует Джипег.
При обработке джипега самой камерой потери качества огромны, это и цвета и резкость.. Не снимая в РАВ вы теряете очень сильно на качестве.

Jouris, 2008-07-28T14:32:35

Тут дело немного в другом. Выдержка синхронизации встроенной вспышки - 1/160. Это значит, что при использовании встроенной вспышки камера не может поставить выдержку короче, чем 1/160. Вполне может быть, что естественного света оказалось больше, чем нужно (все же выдержка - довольно длинная для дневной съемки). Отсюда и пересвет.
Именно для этого и используются внешние вспышки с функцией HSS. Они способны синхронизироваться с камерой на всех доступных выдержках.

Сергей Виноградов, 2008-07-26T23:19:54

Сегодня фотографировал людей на открытом воздухе, в тени строений. Подсвечивал встроенной вспышкой. Снимал в RAW, пока что в режиме "Р". Дома увидел, что все кадры (8 шт) пересвечены на 1 EV (приблизительно). Камера (Sony A-300) не учитывает дополнительный свет от своей вспышки?
Или есть иные причины пересвета?
Естественно, Lightroom такую погрешность выправил, даже не заметив.

Nataly, 2008-05-24T19:37:11

По поводу памяти. Купила Digi Drive Teac. Очень прост в использовании, вставляешь карту памяти с фотика и нажимаешь копировать (так написано в инструкции). Вернувшись из отпуска, обнаружила аккуратно созданные папочки под каждую фотку, но совершенно пустые. Как это понимать? Он не копирует формат RAW? Хорошо что я с карты не удалила лучшие снимки.

Виталий Авакян, 2008-04-15T19:51:12

Статья хорошая. Не понял, правда, о каком процессоре идет речь. Я ведь не могу в Пентакс К10Д закачать Кэноновский Digic. Поэтому речь, видимо, идет о версии родного процессора в камере, которые регулярно обновляются. Что касается разрядности АЦП, то хотелось бы верить, что если изначально она большая (например, 22 бита в Пентаксе К10Д), то все-таки больше информации уходит на сжатие в JPG, что хорошо. Вопрос, так ли это на самом деле? ПО крайней мере на новой камере Пентакс К20Д сделали новую самсунговскую матрицу, а разрядность АЦП понизили до 14 б. Вот и разбирайся тут, что лучше.

Том, 2008-03-21T17:04:12

Для меня чоень познавательная статья. Осталось, конечно, много вопросов, но теперь знаю где искать информацию. Спаcибо.

SupFanat, 2008-01-12T20:02:39

"Но существует несколько ситуаций, когда снимать в RAW нецелесообразно: недостаточный объем карты памяти, серийная съемка (на некоторых «медленных» фотокамерах), бытовая съемка, прямая печать, отсутствие личного времени на обработку изображений."
А личное время и не нужно, потому что на пакетную конвертацию время уходит машинное.
Также не согласен с пунктом "бытовая съёмка".
Ну ещё насчёт "недостаточный объем карты памяти" можно было бы дать читателям совет докупить памяти.
В остальном согласен со статьёй.

Роман, 2008-01-09T14:50:31

Теперь мало кто занимается фотопечатью, основная масса снимков хранятся в электронном виде и просматриваются на мониторах. Поэтому при обработке фотографий ориентироваться необходимо непосредственно на возможности монитора, на его динамический диапазон. Благодоря своей гибкости формат RAW тут как нельзя кстати. Такие программы как например Photomatix Pro, позволяют делать из формата RAW HDR-фотографии, не прибегая к весьма утомительному брекетингу и, соответственно, сохраняя ресурс камеры..

Олег, 2008-01-06T09:48:09

Конечно RAW - это здорово. Но это на случай каких либо ошибок. Однако,
уважаемые эксперты, почему-то никто из вас не упомянул здесь о конечной стадии фотографии - фотопечати. Ведь все высказвания уместны лишь в случае, если эта печатная &aposмашика&apos настроена правильно и заправлена свежими растворами. Да и разрешающая возможность большинства мониторов в значительной мере уступают фотоматрице любой из &aposзеркалок&apos. Однако никто не возмущается. И ещё, ведь большие (12 Мбп) снимки рассматриваются зрителями с должного расстояния.

Дмитрий Башков, 2008-01-05T10:52:29

Наиболее продвинутые методы борьбы с шумом предполагают использование цветовой модели Lab, что в конвертерах не реализовано. борьба с шумом - последнее, что надо делать.

Вот хороший алгоритм: сперва конвертируете РАВы, подбирая оптимальные настройки баланса белого и цветокоррекции. Шарп и шумодав отключаете. Выводите не в JPEG, а в TIFF. Полученные файлы конвертируете в Lab и шарпите отдельно канал яркости (L). Интерполируете картинку, уменьшая размер в 2 раза (если печать на 13х18/18х24 или веб). Затем небольшой Blur на каналы A и B (здесь шума больше всего). Ну а потом конвертируете изображение обратно в RGB и можно сохранять JPEG на макс. качестве.

При конвертировании RAW самое главное - правильный ББ, цвет, экспозиция.

Многие начинающие фотографы во время съемки наверняка задумывались "В каком формате снимать, RAW или JPEG?". Однако мало кто знает преимущества и недостатки каждого формата файлов. Поэтому в этой статье мы расскажем что лучше, Raw или Jpeg. И наглядно покажем разницу применения форматов при постобработке.

Формат RAW - это сырой внутренний формат фотоаппарата, который представляет собой "цифровой негатив" для последующей обработки фото. Снимок в формате RAW представляет собой необработанные данные полученные прямо с матрицы фотоаппарата и не проходящие какую либо обработку, сжатие и коррекцию процессором фотоаппарата. В RAW сохраняется дополнительная информация благодаря которой можно вытянуть детали из теней или из пересвеченных областей, а так же позволяет легко корректировать баланс белого.

Формат JPEG - это готовое изображение которое сжато и обработано самим фотоаппаратом из формата RAW и доступно для просмотра и печати. В нем сохранено минимум дополнительной информации, благодаря чему он занимает в разы меньше места. Однако такой тип файла куда сложней обрабатывать и вытягивать из теней или пересветов нужные детали снимка.

Теперь для сравнения рассмотрим основные плюсы и минусы данного формата фотографий.

Преимущества RAW формата

  • Возможно легко изменять баланс белого фотографии при обработке, без потерь качества и деталей.
  • Больше битность снимка которая составляет 12-14 бит/канал против 8 бит/канал у JPEG формата. Большая битность снимка позволяет записать больше оттенков и полутонов, что позволит легче вытягивать детали в тенях и светлых областях.
  • Можно использовать более продвинутые алгоритмы подавления шумов и увеличения резкости.
  • Больше возможностей при обработке фото. Возможность изменять каждый конкретный цвет и оттенок на фотографии, детально работать с тенями и светом, настраивать контраст и насыщенность фото.
  • Возможность конвертировать без потерь качества и сжатия в такие форматы как JPEG, PSD, TIFF, DNG.
  • Невозможно случайно изменить или испортить файл формата RAW - он всегда остается неизменно сырой.
  • Фотография сохраняется без каких-либо потерь в качестве.
  • Лично у себя заметил что при серийное съемке камера начинает "задыхаться" после 5 кадров подряд, при съемке в JPEG это происходит после 3 кадров. этот пункт может отличаться на разных камерах.

Недостатки RAW формата

  • Размер файла в 4-5 раза больше чем сырой формат JPEG. В связи с чем на можно сохранить намного меньше снимков.
  • Невозможно сразу на компьютере просмотреть фото без специальной программы, так же невозможно отправить на печать RAW файл.
  • Для обработки нужно больше времени и ресурсов оперативной памяти компьютера.
  • Не все фоторедакторы поддерживают формат RAW.

Теперь рассмотрим чем лучше и хуже известный формат снимков JPEG

Преимущества JPEG формата

  • Фотография сразу после съемки готова к печати и просмотре на ПК и любых других носителях.
  • Значительно меньше объем файлов из за сжатия процессором фотоаппарата и отсутствия дополнительной информации о фотографии.
  • Фотографию можно обрабатывать абсолютно любым фоторедактором

Недостатки JPEG формата

  • При сохранении снимка к нему уже применяется сжатие, шумоподавление, увеличение контрастности и яркости которое не всегда может быть уместно.
  • Меньше возможности вытянуть из теней и Пересветов детали.
  • Сложней исправить баланс белого.
  • В снимке меньше оттенков и полутонов по сравнению с RAW, из-за меньшей битности файла.
  • При съемке в JPEG теряется проработка мелких деталей. При печати фотографий в большом формате это будет очень заметно.

Давайте для большей убедительности рассмотри сравнение форматов и их обработку на примерах.


Вот одна фотография которые была сделана в режиме RAW+JPEG с выдержкой 1/40, диафрагмой f/2.0, ISO 400 и экспозиция +2. Специально было снято, чтобы фото вышло пересвеченным, имитируя неудачно выставленные настройки камеры. Формат JPEG вышел более пересвеченным потому что камера к нему при сохранении применили увеличение яркости. Теперь попробуем через Lightroom поправить экспозицию и посмотрим что выйдет.


Как видим после корректирования экспозиции в -1.5 - RAW выглядит куда лучше в отличие от JPEG. Из за отсутствия дополнительной информации в снимке JPEG были утеряны детали в светлых тонах. В первом варианте эти детали были? поэтому вытянуть их из пересветов не составила труда. Плюс при обработке пострадал цвет кожи на правом снимке. До сих пор спрашиваете "Чем RAW лучше JPEG?", тогда идем дальше!

Второй наглядный пример. Перед вами фото которое снято в режиме RAW+JPEG. к нему не применялось обработка.

Теперь мы оба формата одинаково обработаем в фоторедакторе Lightroom и посмотрим что вышло. Видно что на левом снимке потеряна информация о светлой части снимка неба и облаков, так же в облаках потерялся цвет. На правом фото получилось все восстановить и небо не выглядит сильно белым и пересвеченным.


За счет большей битности "сырого" формата вы можете получить более детализированные и глубокие изображение с плавными переходами тонов и оттенков. Так же разрядность 12бит позволит использовать этот формат снимка для создания фотографии с расширенным динамическим диапазоном, проще говоря - HDR.


Вывод

Теперь взвесив все преимущества и недостатки данных форматов надеюсь вы поняли чем формат raw отличается от jpeg. Подведем итоги:

Формат RAW - идеально подходит для профессиональных фотографов. Так как у них фото проходят обязательную обработку в фоторедакторах. Качество и детализация картинки для них очень важно. Если вы серьезно занимаетесь фотографией и любите делать , то вам обязательно нужно снимать в RAW

Формат JPG - он подходит больше для того, кто не хочет заморачиваться с обработкой фото тратя на это часы, а сразу получить готовый вариант и опубликовать в соц. сети или распечатать.

Конечно выбор формата съемки зависит от вашего типа съемки и обстоятельств. Если вы снимаете очередное застолье или пьянку, то нет смысла снимать в сыром формате и обрабатывать, так как такие снимки однодневные - их посмотрят и через пару дней забудят. К тому же никто из ваших друзей не заметит разницу в качестве снимков. Если снимаете для журнала или агентства и любого другого заказчика, которому нужно лучшее качество и цветопередача, то конечно стоит смотреть в сторону RAW. В репортажной съемке так же часто применяется JPEG, чтобы незамедлительно отправить фото в редакцию и опубликовать в новостях не тратя время на обработку.

В итоге мы пришли к такому выводу: если вы собираетесь обрабатывать фото - снимайте в RAW, если нет - в JPEG.

Не забывайте что во многих фотоаппаратах есть возможность снимать сразу в двух форматах одновременно, включив в настройках опцию RAW+JPEG.

Формат RAW в цифровой фотографии соответствует негативу в плёночной: в нём содержится необработанная, «сырая» информация о пикселях прямо с сенсора цифровой камеры . Файл RAW не проходил даже дематризацию и потому содержит просто значения красного, зелёного или синего в каждом из пикселей. Обычно цифровые камеры обрабатывают этот файл, преобразовывая его в полноцветный файл формата JPEG или TIFF , и записывают на карту памяти результат. При обработке RAW-файла цифровые камеры должны принять несколько принципиальных решений, и потому исходный RAW предоставляет вам больше контроля над тем, как будет выглядеть финальный JPEG или TIFF. Данная глава призвана проиллюстрировать технические преимущества RAW-файлов, а также даёт советы о том, когда использовать этот формат.

Введение

RAW-файл преобразуется в итоговое изображение в формате JPEG или TIFF в несколько этапов, каждый из которых может вносить необратимую коррекцию изображения. Одно из ключевых преимуществ формата RAW в том, что он позволяет фотографу отложить эти коррективы, предоставляя ему возможность применить их самостоятельно с большей гибкостью, так, как это наиболее подходит каждому изображению. Следующая диаграмма иллюстрирует последовательность обработки:

Повышенная чёткость

Поскольку RAW-файл не обрабатывался, камера не применяла к нему коррецкию резкости. Так же как и с дематризацией, лучшие алгоритмы повышения резкости зачастую намного более ресурсоёмки. Таким образом, повышение резкости, выполненное на персональном компьютере, может вызвать меньше гало-дефектов при аналогичной степени коррекции (примеры дефектов резкости см. в главе «

Если вы снимаете на цифровую камеру (да ладно… раз вы читаете этот блог, значит вы умеете пользоваться интернетом и прочими благами цивилизации, значит вы - нормальный современный человек, тогда… зачем это «если» - вы точно снимаете на цифровую камеру)… Так вот, раз вы снимаете на цифровую камеру, перед вами точно вставал вопрос - снимать в RAW или в JPG. И именно на этот вопрос мы и ответим в нашей небольшой статье.

Прежде всего, RAW и JPG - это разные форматы, созданные для разных задач. И каждый из них обладает своими плюсами и минусами. Самое главное - понять, действительно ли вам нужны возможности, которые дает RAW, или для вас важнее простота и совместимость JPG?

Для этого сравним все сильные и слабые стороны каждого формата. Итак.

.JPG

Главная задача формата JPG - передать максимально качественную картинку с минимальными затратами объема памяти. От этого идут все его недостатки, впрочем, и достоинства тоже:

  1. Снимая в JPG, вы сразу получаете готовую картинку. Вы можете сразу отправить фотографию в печать или запостить в интернете.
  2. Фотографии JPG занимают значительно меньше места, нежели RAW или TIFF файлы.
  3. Цвета на ваших фотографиях будут сразу именно такие, какими их видит камера. При работе с RAW вам придется использовать правильный RAW-конвертер.
  4. Снимая в JPG, вы можете сразу выставить настройки резкости, насыщенности и контрастности ваших фотографий. Так же можно включить функцию автоматического подавления шумов.
  1. Возможности для дальнейшей обработки значительно меньше, нежели при съемки в RAW.
  2. При съемке в JPG теряеться проработка мелких деталей в кадре. При печати фотографий в большом формате это будет заметная потеря качества.
  3. На многих моделях зеркальных камер, при съемке в JPG, общая резкость на фотографии хуже, нежели при съемки в RAW.

Итог

JPG идеальный формат для тех, кому важна простота и удобство использования. Вы можете делать снимки и сразу отправлять их в печать в фотолаборатории или на домашнем принтере. Скопировав их на компьютер, вы сможете сразу их послать друзьям по интернету. Они занимают мало места на флеш-карточке и вам всегда хватит JPG, чтобы напечатать фотографию форматом 10х15 или 15х20 в хорошем качестве.

Если вам необходимо отснять большой объем фотографий (500, 1000, 1500 кадров) и у вас нет времени для обработки всех этих фотографий в RAW-конвертере, выбирайте JPG, ведь именно для этого он и создан.

.RAW

Формат RAW - «сырой», т.е. он требует последующий конвертации в JPG или TIFF. Дело в том, что при съемке в RAW в файл с фотографией сохраняется вся информация с матрицы фотоаппарата. Именно благодаря этой «сырости» мы имеем обширные возможности в обработке, но также и все неудобства, связанные с конвертацией файлов.

  1. Возможности обработки. Прежде всего, это возможности для работы с цветом - вы можете уже на компьютере изменить баланс белого на фотографии. Также вы можете обрабатывать отдельные цвета на фотографии, детально работать с областями теней и светов, контрастностью и насыщенностью изображения. Очень важный момент - при съемке в RAW в файле сохраняется дополнительная информация, используя которую можно «достать» детали изображения из пересвеченной или темной области кадра.
  2. Снимая в RAW, вы сможете использовать точные алгоритмы удаления шумов и поднятия резкости.
  3. RAW файл дает большие возможности для цветостилизации и художественной обработки фотографий.
  4. В большинстве RAW-конвертеров есть функция сохранения настроек обработки. Сделав обработку, вы сможете одним кликом применить ее на другие фотографии.
  5. Из RAW файла вы можете конвертировать изображение в любой нужный вам формат, будь то JPG файл низкого разрешения для публикации в интернете или TIFF файл большого разрешения для широкоформатной печати.
  1. RAW файл занимает намного больше места, нежели JPG.
  2. RAW файлы нельзя сразу отправить в печать или опубликовать в интернете.
  3. Для конвертации RAW файлов необходимо использовать специальные программы - Изучение RAW конвертеров может быть интересным и увлекательным, только если вы действительно серьезно занимаетесь фотографией. В ином случае этот процесс будет для вас лишь дополнительной головной болью.
  4. Сам процесс конвертации RAW файлов занимает дополнительное время и требует компьютера с хорошей производительностью.

Итог

RAW формат используют все профессиональные фотографы и фотохудожники. Для них возможности обработки и качество картинки, которые дает RAW - необходимость. Если вы серьезно увлекаетесь фотографией, вам интересна работа с цветом или вы хотите печатать фотографии в больших форматах, попробуйте снимать в RAW.

П осле С ловие.
В любом споре можно найти компромисс. И спор форматов - тому не исключение, ведь вы всегда можете включить на вашем фотоаппарате функцию одновременной съемки и в RAW, и в JPG. Это, безусловно, потребует больше места на карточке памяти, зато вы сможете использовать сильные стороны обоих форматов.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png